Движение порядка в природе

Михаил Сухарев

(Проект препринта, утвержденный к печати в 1986 г. но не напечатанный, ибо "это не марксизм". Рецензенты были правы - это не совсем марксизм, хотя и замаскировано под него. Согласно диаматовской классификации, это попадает под рубрику "объективный идеализм", поскольку признает существование идеального вне человеческого сознания)

То-что-делает-вещь-тем-что-она-есть

Что мы имеем в виду, произнося “ процесс превращения обезьяны в человека”, “ эволюция самолетов” или, например, “ возникновение и развитие ветряной мельницы” ? (существует книга под таким названием) Конечно же, мы не имеем в виду; что какая-то обезьяна в один прекрасный день взяла и превратилась в человека. Не думаем мы и что самолет братьев Райт, плавно трансформируясь на манер того, как это могло бы произойти в мультфильме, превратился в современный реактивный лайнер. Но если ни одна обезьяна не превращалась в человека, то что же (и во что), превращалось? Что эволюционирует, если самолеты даже не рождаются друг от друга? Что сохраняется и изменяется в каждом из процессов эволюции, заполняющих Вселенную?

Мы не смогли бы увидеть, открыть законы развития, нам даже не пришла бы в голову мысль об их существовании, если бы мы следили только за перемещением материи.

Червь съел царя, рыба съела червя, нищий съел рыбу - вот глубокомысленные последовательности, которые можно обнаружить, наблюдая за веществом.

Истлевшим Цезарем от стужи

Заделывают дом снаружи.

Пред кем весь мир лежал в пыли

Торчит затычкою в щели

/В. Шекспир, “Гамлет” /

Эта картина вселяет здоровое безумие в наше сознание, но безумие необходимо ему как момент, а знание законов истории - это система.

В двух самолетах из музея авиации не найти ни одного общего атома, но мы моментально видим преемственность их конструкции. Даже конкретная вещь зачастую остается собой, невзирая на полную замену материи в ней. Т. Гоббсу принадлежит следующий парадокс:

/см. Е. В. Уемов, 63,11/

Царь Тезей отправился в долгое плавание. Во время пути корабль несколько раз ремонтировался и случилось так, что в конце концов, в нем не осталось ни одной старой доски; однако путешественники считают, что это тот же самый корабль. Но вот является некто, собравший одна за другой все старые доски и восстановивший из них корабль. Который из кораблей следует признать настоящим? Человеческая интуиция оказывается в затруднении.

Каждый из нас, людей, похож на корабль Тезея. Наши "детали" - атомы и молекулы - приходят в организм и покидают его в - течении всей жизни.

Представьте себе, что кто-то набрал достаточное количество материала, собрал из него вашу копию и утверждает, что это - истинный вы. “Мы лишь водовороты в вечно текущей реке, мы представляем собой не вещество, которое сохраняется, а форму строения, которая увековечивает себя” - писал Норберт Винер, отнюдь не поверхностно знавший философию. /Винер, 58, С. 104 /.

Истоки представления о том, что придавая форму безразличной материи можно создать любую вещь, теряются во глубине веков. Боги разных народов лепили из грязи и глины миры и людей. В философии Платона материи " ... свойственно вмещать всякое рождение... "

Она "… допускает и воспринимает все виды, причем сама остается лишенной формы, качества и вида, хотя и создает в себе их слепки и отпечатки, будучи как бы "принимающей любые оттиски" принимающей от них очертания, а своих очертаний и качеств не имеющая" /Альбин, в кн. Платон, 86, С.447/

Согласно этому воззрению, в приведенных примерах с обезьяной или самолетами, совершенствуется идея - эйдос, воплощающаяся в подручной материи. Правда, сам Платон считал идеи неизменными, но уже Аристотель сомневался в этом: “...эйдосы должны были бы двигаться, если же нет, то откуда движение появилось? “ /Аристотель, 75, 992, в 5 /.

Во всей своей исходной ясности соотношение формы и материи дается Платоном: “ Положим, некто, отлив из золота всевозможные фигуры, без конца бросает их в переливку, превращая каждую во все остальные: если указать на одну из фигур и спросить, что же это такое, то куда осмотрительнее и ближе к истине, если он ответит " золото" и не станет говорить о треугольнике и прочих рождающихся фигурах как о чем - то сущем...” /Платон, 71, 50 а /. Как бы продолжает рассуждение Плотин: “...В самом деле, превращающееся не уничтожается полностью. Наоборот, необходимо признать,что происходит превращение одной идеи в другую. При этом сохраняется неизменным то, что приняло идею ставшего и потеряло другую идею... А если так, то каждая вещь состоит из материи и идеи". /Плотин, 69, С. 543 /.

У Аристотеля есть замечательный синоним для идеи - эйдоса: “ То-что-делает-вещь-тем-что-она-есть “ /Ф Э С, " Форма и материя "/Действительно, только существованием чего-то дополнительного материи можно объяснить возможность создания из одного и того же вещества различных вещей, объяснить, почему "я" сегодня и "я" десять лет назад, соединенные ничтожной частью общей материи, являются одним человеком, объяснить “...каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов, или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения” /Ленин, Т.18, С.40 /. Итак, кольцо отлитое из золота, чем -то отличается от треугольника, отлитого из того же золота.

Мозг чем-то отличается от камня, составленного из тех же протонов, нейтронов и электронов. Мы можем назвать эту разницу строением, структурой, тотальностью внешней и внутренней формы, но не отделаемся таким путем от самой мысли Платона. Сейчас принято считать смешным заблуждением представление о том, что "каждая вещь состоит из материи и идеи", но в действительности смешно считать наивными Сократа, Платона и Аристотеля. Нелегок ответ на вопросы, заданные 2000 лет назад. Вот, например, один из них. Когда мы делаем шар из меди, “...подобно тому, как не создается субстрат (медь), так не создается шар как таковой, разве только привходящим образом, потому что медный шар есть шар, а создается этот медный шар...” /Аристотель, 75, 1033 а 20 /. Нe надо быть специалистом по философии, чтобы понять, что форма шара действительно не создается при этом, а лишь воплощается в материал (материализуется, как стоимость в деньгах - см. Маркс, Энгельс, Т.13, С.98)

Вместо того чтобы, как положено материалистам, искать где, в какой материи скрывается форма шара до того, как она воплощена в этом шаре, сейчас широко распространен другой способ борьбы с идеализмом Платона - а именно, отрицание того что форма, шара существовала до каждого конкретного шара.

"Аристотель совершенно прав, сущность вещи не может быть вне самой вещи" /Лосев, 79, С. 11/

К. Маркс имел другое мнение по этому вопросу : “Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” /Маркс, Энгельс, Т.42, С.265 /.

Другая, также распространенная точка зрения состоит в том, что идея шара, его сущность, как шара, существует объективно в общественном сознании людей, благодаря знаниям которых может быть создан этот шар. /см. напр. Ильенков, 84, С. 180- 187/.

Но как быть с шарами - планетами, звездами и т. п., которые существовали до, вне и независимо от всякого человеческого сознания?

Живший 2400 лет назад Платон смотрел на вещи несколько глубже: “Человек должен и тому, из чего он создает изделие придать не какой угодно образ, но такой, какой назначен природой. И. в каждом случае, как видно, нужно уметь воплощать в железе то сверло, которое определено природой”. /Платон, 71, 369 с /.

Установив в будущем контакт с внеземными цивилизациями мы, вероятно, обнаружим у них такие же сверла, как и у нас. Выходит, что формы сверла и шара существуют объективно (не зависят ни от индивидуального ни от общественного сознания); напротив, сознание зависит от них. Есть разница между двумя этими существованиями - до изготовления первого сверла шарообразные объекты существуют в действительности, а сверла - в возможной необходимости. Здесь нужно отметить, что говорить о форме шара имеет смысл, лишь поскольку она составляет общее шарообразных вещей. Оставляя в стороне чудесную возможность случайного возникновения обладающих общим вещей, необходимо признать, что это общее имеет причину в некоей материальной связи с его источником. Иначе говоря, наследуемость общего есть имманентное свойство объективного мира. Позже мы увидим, что это одна из причин его развития.

Очевидно, форма сверла кроется в упорядоченной взаимосвязи свойств твердого тела - для изготовления отверстий в пластилине понадобился бы другой инструмент.

Форма шара обусловлена метрикой пространства, которая сама обусловлена взаимодействием всей материи нашей Вселенной. Материализму ни в коей степени не противоречит объективное существование формы, эйдоса, идеи конкретных вещей вне и независимо от человеческого сознания, вне и до отдельной вещи - в других вещах или в виде системы материальных взаимодействий. То обстоятельство, что законы природы не имеют чувственно - очевидного материального воплощения, приводит к вновь и вновь возникающим недоразумениям. Вот один из многочисленных, к сожалению, примеров.

“ Легко и просторно умещается материалистическое понимание и в следующем положении Гегеля о всеобщем: “Это всеобщее - пишет он - не существует внешним образом, как всеобщее; рода, как такового, нельзя воспринимать, законы движения небесных тел не начертаны на небе. Всеобщего, следовательно, мы не слышим и не видим - оно существует лишь для духа” /Кобахидзе, 77, С.26 /. Интересно, что имел в виду Ш. А. Кобахидзе: что до возникновения человечества не существовали законы природы, или что дух существовал раньше людей? Поскольку он занимает позицию противоположную Гегелю, как идеалисту, то надо думать - он не согласен с вечным существованием духа. Следовательно, с этой точки зрения до возникновения человечества законы природы не существовали; правда, дальнейшее изложение говорит о их вечности и неизменности.

Такова цена, которую приходится платить за отрицание объективого существования идеального. Позиция, связанная с отрицанием существования материи вне сознания называется субъективным идеализмом; вероятно позицию, связанную с отрицанием существования идеального вне человечества, нужно назвать субъективным материализмом.

Близкая, хотя и более глубокая точка зрения привела Э. В. Ильенкова к фактическому отрицанию диалектики вне социальной формы движения материи. У В. И. Ленина в работе " Материализм и эмпириокритицизм " есть фраза , позволяющая проникнуть глубже в основной вопрос философии: "Мир есть закономерное движение материи, и наше сознание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность ". /Ленин, Т.18, С.174 /.

Несколько десятилетий работы в области кибернетики и теории систем, ведущейся во всем мире, позволяют лучше понять, с одной стороны, смысл этой фразы, а с другой - чуткость Ленина к вопросам, слабой тенью являвшихся на горизонтах науки того времени.

Итак , всеобщие свойства объективной реальности - материальность, движение и закономерность. Многие и многие тома написаны о материи и движении, значение же закономерности - упорядоченности, структурности, организованности возникает перед нами во всей своей огромности только в последнее время. Есть фундаментальный фактор, придающий неотвратимость этому явлению. Дальнейшее совершенствование средств производства оказывается связано с проблемой создания искусственного интеллекта, а та, в свою очередь и неизбежно - с основным вопросом философии в форме отношения материи и сознания. Впервые развитие материального базиса общества оказывается в такой непосредственной связи с философией, и это знаменательный факт.

Вернемся к закономерному движению материи: ключевое значение такого сочетания категорий подтверждается следующей мыслью Ленина. В "Философских тетрадях", обращаясь к словам Гегеля о том, что в диалектической логике предметом рассмотрения являются не вещи, а суть, понятия вещей, он записывает: "не вещи, а законы их движения, материалистически". /Ленин,Т.29, С.86/, связывая это выражение двойной стрелкой с выражением Гегеля "Логос, разум того, что есть" ; запомним это - Логос /Гегель/= законам движения /Ленин/

Но как закон движения вещи может быть ее сутью, ее понятием, "тем-что-делает-вещь-тем-что-она-есть"? Ведь в философии Гегеля именно понятие выполняет роль идеи-эйдоса Платона. Понятие- это "... природа, особая сущность, истинно, сохраняющееся и субстанциальное" вещи. /Гегель, НЛ, T.I, С.87/Обратимся еще к одному отрывку, выписанному Лениным :"Объективная мысль... разум в мире, также и в природе или, как мы говорим о родах в природе, они суть всеобщее. Собака есть животное, это - ее род, ее субстанциальное, - она сама есть это. Этот закон, этот рассудок, этот разум сам имманентен природе, есть сущность природы; она не формируется извне, подобно тому, как люди делают стулья". Ленин отмечает:

"NB II родовое понятие есть "сущность природы", есть закон /Ленин, Т.29, .С.240 /; на стр. 216 еще раз "род = закон" и на стр.241 NВ: "общее" как "сущность" . Очевидно, Ленин имел в виду не столько внешнее, механическое, движение вещей, а главным образом их внутреннее, закономерное и упорядоченное движение, закон которого действительно является родовой сущностью вещи. Задав закон, порядок взаимодействия, взаимного движения атомов и элементарных частиц, мы (и природа) задаем вещь; движение рода в природе, активность общего в ней, которую Гегель принял за активность абсолютной идеи, возникает по крайне простой причине: в материи, от одного материального образования к другому, передается не просто движение, а организованное, закономерное движение. В "Философских тетрадях" есть отрывок близкий по смыслу к пониманию Логики, как закономерного движения элементарных частиц:

"Река и капли в этой реке. Положение каждой капли, ее отношение к другим; ее связь с другими; направление ее движения; скорость; линия ее движения - прямая, кривая, круглая etc - вверх, вниз. Сумма движения. Понятия как учеты отдельных сторон движения, отдельных капель (= "вещей") отдельных "струй" etc. Вот a peu pas [приблизительно] картина мира по Логике Гегеля.- конечно, минус боженька и абсолют." /Ленин, Т.29, С.131 /.

Разумеется, река - это Вселенная;- метафора, восходящая еще к Гераклиту и очень может быть, что капли - это элементарные частицы.

Ленин, много внимания уделявший физике того времени, писал несколькими годами раньше: "Когда весь мир сведут к движению электронов...соотношение групп или агрегатов электронов сведется к взаимному ускорению их, - если бы формы движения были так же просты, как в механике" /Ленин, Т.18, С.ЗОЗ/Нечего и говорить, что нарисованная здесь картина страшно далека от метаморфоз Абсолютной идеи, нарисованных Гегелем, но зато она очень близка к естественным наукам. Вспомните ассоциацию Р. Винера: "Мы лишь водовороты в вечно текущей реке...", учтите, что водоворот - это закономерное движение материи, и станет намного яснее мысль Ленина. Новая грань, подчеркивающая глубину метафоры, прояснилась в последние годы. Математические исследования доказали, что в течениях самых различных типов неизбежно возникают самоподдерживающая динамическая упорядоченность движения, при определенных условиях, имеющая тенденцию к усложнению. /Томпсон, 85; Николис, Пригожин, 79 /.

Кажущаяся независимость законов движения и организации материи от самих вещей привела к представлению о нематериальной сущности - идее, понятию, эйдосу. Указание на то, что гегелевская идея в материализме соответствует закономерности, можно найти в "Философских тетрадях". /Ленин, Т.29, С.292/. До сих пор не снято диалектическое противоречие между представлением о том, что материя движется согласно бесплотным законам, и о том, что законы в действительности не существуют, а лишь обнаруживаются нами в объективном движении материи. Видимо, здесь надо воспользоваться мыслью Ленина: "Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение безразлично". /Ленин, Т.18, С.286 /. Перенося это на закономерность, получаем: сказать ли: мир есть материальный закон, или мир есть закономерная материя, безразлично; упорядоченная материя = материальный порядок. Отсюда понятно, если учесть традицию понимания закона, как логоса, разума, утверждение И. Дицгена о том, что природа "вовсе не является или материальной, или духовной, а и тем и другим вместе" - утверждение, подчеркнутое Лениным /цит. по Ленину, Т.29, .С.431 /и имеющее корни в философии Спинозы. Называть ли закономерность, общее в природе идеальным или нет - дело терминологии; это еще не идеализм, заслуга которого в обнаружении не сколько закономерного движения, но , главным образом, движения закономерности. Идеализм начинается там, где идея, закономерность отрываются от материи и начинают свыше диктовать ей свои условия.

Представление о движении, как о движении вообще, страдает метафизичностью. Движение - это всегда изменение порядка отношений в неоднородной материи и, тем самым, упорядоченное движение. Порядок может передаваться в материи, от одной вещи к другой, в результате движения. Аристотель писал: "Опущение есть восприятие ощущаемых форм без материи... Подобно воску, который принимает только знак золотого кольца с печатью, а не само золото - лишь одну чистую его форму". Ленин отмечает эту цитату " NВ" и резюмирует: NВ душа = воск. /Ленин, Т.29, С.260/. Воск воспринял форму - упорядоченность поверхности - в результате движения кольца, порядок передался без материи. Это яснейший пример фундаментального явления объективного мира, пример, чистотой своих форм характерный для Аристотеля. Нет ничего ценнее, чем конкретные примеры, приводимые философом. Они являются опорными точками, маяками среди текучести понятий, позволяющие устанавливать связь с объективным миром. Наши возможности узнавать новое в гораздо большей степени относится к предметам, чем к словам; знание о золоте и воске продвинулось вперед больше, чем знание о форме. Разумеется, это пример одного из источников, питавших идеализм, примитивный случай знаменитой психофизической проблемы, до сих пор терзающей философов. Очень странно, но передача движения от одного материального объекта к другому, например, при столкновении двух стальных шаров, не приводит к таким идейным битвам Итак, движение нематериально в том смысле, что движение - это не материя; оно может передаваться от одного материального образования к другому без передачи материи. Но движение материально в том смысле, что это всегда и только движение материи, а не чего-либо иного. Это простейший пример диалектики понятий, происходящей от того, что порядок, связь понятий, закрепленная в сочетании слов, мыслей , движений социальной материи, лишь ограниченно отражает порядок объективной реальности. Закон, порядок так же нематериален, и материален вместе, как и движение; это диалектическое противоречие рождает две ошибки: - первую: раз порядок передается без материи, то он может существовать без нее (идеализм) и вторую: раз порядок всегда есть порядок материи, то его нельзя выделять, отличать от материи (метафизический материализм).

Второе мнение все еще весьма распространено, поэтому нужно объяснить: порядок методологически так же необходимо выделять в нашем понимании реальности, как и движение; человечество не изобрело способа отражать реальность, не выделяя и не разделяя; нужно только помнить, что движение и порядок - категории, соответствующие сторонам объективной реальности, что их выделение подтверждено всей практикой человечества, то есть содержит в себе объективную истину и что, выделяя, нельзя отделять их от самой материи. Напомним заявление Плотина о том, что материя принимает идею ставшего и теряет другую идею - его можно рассматривать, как онтологическое доказательство первичности материи; идеи - преходящее, материя - пребывающее. При передаче порядка в материи происходит переворот этого рассуждения: порядок пребывает, материя преходит - как, например, в биологической популяции. Подобный переворот отношений идеального и материального отмечен Марксом: "Если в простом обращении стоимость товаров в противовес их потребительной стоимости получала в лучшем случае самостоятельную форму денег, то здесь (- в обращении в качестве капитала - М.С.) она внезапно выступает как саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция, для которой товары и деньги суть только формы". /Маркс, Энгельс, Т.23,. С.165 /. В связи с этим переворотом возникает вопрос: какие основания у нас говорить о первичности материи? Не иллюзия ли это? Вся совокупность данных, накопленных наукой, позволяет утверждать, что количество материи в известной нам Вселенной в высокой степени неизменно, а количество порядка ( хотя мера порядка еще не установлена окончательно), растет от случайности Большего Взрыва (подтверждаемой изотропностью реликтового излучения) к оформленности на различных структурных уровнях, от атомов до метагалактик, в настоящее время.

Нам известны тысячи случаев, при которых материальные тела теряют или приобретают движение или порядок (например, при испарении кристалла) но сохраняют количество материи, хотя определять количество материи массой или барионным зарядом есть некоторая вольность с точки зрения философии. (Мы не будем углубляться здесь в проблему превращения движения в материю, происходящего, например, в электрической лампочке - все это вещи в высшей степени спорные, усиливающие момент диалектичности мира, но не ослабляющие его материальность как объективность)

Следовательно, преходящая в отдельном материя первична в философском смысле - как пребывающая во всеобщем.

Что мы получим за признание порядка атрибутом материи?

Во-первых, это соответствует нашим знаниям о материи. Нам неизвестна материя, в которой не существует хотя бы самый примитивный порядок.

Уже организация всей известной нам материи в роды одинаковых элементарных частиц говорит о наличии порядка, общего, даже в первые минуты после сингулярности, имевшей место в начале нашей Вселенной. Во-вторых, понимание того, что структура, род, идея, форма, закон, необходимость, информация, образ есть проявления единой категории даст те же преимущества (если это правда) , что и понимание тепла, механического движения и биологического роста, как движения вообще. В-третьих, порядок есть необходимое звено в цепи категорий материя - неоднородность - взаимодействие - движение. Однородная материя - абстракция, соответствующая чистому бытию Гегеля, равному самому себе, не имеющему различения ни внутри себя, ни по . отношению к внешнему. /Гегель, Н Л, T.I, С. 140 /. Это пустая абстракция, ибо такой материи, также, как и материи без движения, никогда не было. Неоднородность и движение связаны - в однородной материи, заполняющей Вселенную, двигаться просто нечему. Если в материи существуют выделенные, определенные области - неоднородности, то нужна по крайней мере еще одна вещь, чтобы обнаружить движение. Это взаимодействие между движущимися ( причем необязательно движущимися в пространстве ) сущностями. В результате получается элементарный порядок - две неоднородности, связанные взаимодействием. Невзирая на всю схематичность приведенного рассмотрения оно неизбежно как ноль и единица, упорядоченные в машинном слове или "соотносящееся с собой отрицание"./Гегель, НЛ, Т.З, С. 11/. И, последнее, представление о передаче порядка в материи создает путь к новому пониманию диалектики.

Материализму не подходит мысль о том, что общее в единичном создается святым духом. Не может быть оно и случайным. Поэтому совершенно очевидно, что причина 'общего, общая причина, лежит вне единичного.

"Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему". /Ленин, Т.29, С.318 /. В какой .связи? Разумеется, в материальной, и притом в связи, несущей порядок. Это почти понимал Аристотель: "Ибо семя порождает [живое] также, как умение - изделия; оно содержит в себе форму и возможность..." /Аристотель, 75, 1034 а 30 /. Материально-идеальное воспроизводство общества описано в " Капитале " К. Маркса. "...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь"- писал он в " Экономическо-философских рукописях"./Маркс, Энгельс, Т.42, С. 93/

Нам неизвестно пока, какие материальные взаимодействия поддерживают организацию атомов и элементарных частиц (то есть благодаря чему передаются законы квантовой механики) но то, что атомы гелия излучают одинаковый спектр (тоже порядок!) в Солнце и в Сириусе - не игра случая и не прихоть святого духа. Возможно, некий вариант теории Единого поля, например, теория супергравитации, вскоре откроет нам, каким путем распространяется порядок в данном случае.

Мы не будем давать здесь определение категории "порядок" - ибо определить ее, подведя под более общую, невозможно

Важно понять одно - никакая сложно организованная вещь не возникает случайно, тем более множество вещей одного рода. Порядок не возникает скачком. Вероятность возникновения живой клетки в результате случайного соединения атомов исчезающе низка. /см. Вигнер, 71, С.160 /. Можно даже не считать, какова вероятность того, что все атомы водорода во Вселенной одинаковы случайно. Уничтожить порядок легко, создать трудно. Поэтому каждая природная вещь имеет историю возникновения своего порядка, историю его движения в материи, - будь это молекула, звезда или человек.

Порядок уходит вглубь вещества; мы получим медный шар, разместив в определенном порядке атомы меди, но мы получим' и сами атомы меди, медь как таковую, связав в закономерном движении элементарные частицы. Уже Платон догадывался, что соединяя в различном порядке некие первоначала, можно получить разное вещество /см. Рожанский, 79/.

Вернемся к началу главы. Порядок делает вещь тем, что она есть. Порядок изменяется в любом процессе эволюции. Порядок связывает человека сегодня и десять лет назад.

примечание. Вероятность независимого возникновения М одинаковых атомов равна вероятности возникновения одного из них в степени М.

И еще одно. "… если ничего не существует помимо единичных вещей - а таких вещей бесчисленное множество, - то как возможно достичь знания об этом бесчисленном множестве? Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку у них имеются что-то единое и тождественное и поскольку им присуще нечто общее"./Аристотель, 75, 999,а 25 /. Только потому, что един внутренний порядок у атомов, молекул, вирусов, животных одного рода, исследуя некоторых из них, мы узнаем истину обо всех. Это - важнейшая гносеологическая, причина, требующая выделения порядка из реальности (но не отделения его), но есть и вторая. Узнать что-то означает изменить порядок движения социальной материи ( в любой из его форм ) в соответствии и под действием порядка объекта. Много раз философы писали о том, что луч света создает ощущение. Но дело в том, что не луч света создает образ, а множество лучей (волновой фронт), порядок движения которых несет порядок того, от чего они отразились. Без этого порядка мы увидели бы просто свет. Даже цвет есть некий порядок - длина волны. В свою очередь ощущение инициируется не вообще нервными импульсами, а порядком, их следования в пространстве (от каких рецепторов и по каким волокнам они идут) и во времени. Чем сложнее форма объекта, тем сложнее порядок этих импульсов. Э. В. Ильенков пытался разграничить идеальный образ и соответствующую ему структуру (порядок) импульсов. "От структур мозга и языка идеальный образ предмета отличается тем, что он - форма внешнего предмета". /Ильенков, 84, С.173 /. Для того, чтобы убедиться, что эти структуры и представляют собой (представленная форма - термин Гегеля и Маркса, означающей идеальное) форму внешнего предмета, достаточно прервать эти импульсы или изменить их порядок; исчезнет или изменится сам идеальный образ.

Личностно-идеальное не может быть ничем иным, как порядком ( видимо чрезвычайно сложным) распределения возбуждений (состояний) тканей мозга, вероятно вплоть до изменений на молекулярном уровне. Секрет идеальности, ее тайна, в том, что элементы этого порядка соответствуют порядкам вне мозга - вещей природы и порядков общества и в том, что будучи материальным порядком, он может управлять телом человека, действовать в материальном мире. Таким образом закономерное движение материи отражается в закономерности движения мозга; порядок передается от одной части мира к другой.

Иногда говорят "диалектический материализм есть учение о всеобщей связи мира". Это положение требуется уточнить - не просто о связи мира, но о порядке связи мира; ибо общее есть в мире лишь потому, что связь его не беспорядочна.

Представление о порядке поможет конкретизировать ленинскую идею о всеобщности отражения; ясно, что никакого отражения вне порядка быть не может, но это не все - поняв отражение, как порядок, как информацию, мы сможем измерять его.

И тогда "...весь философский скарб... станет излишним, исчезнет в положительной науке". /Энгельс, Т.20,С.525 /

До сих пор философы объясняли мир, теперь настало время объяснить философию.

2.НЕСКОЛЬКО РАССУЖДЕНИЙ О ПОРЯДКЕ

2.1. Рассуждение первое - о словах.

Представление о порядке, сложившееся в голове автора, само является определенной связью мыслей, образов и понятий.

Эти мысли, эти образы содержать в упорядоченном, закономерном движении материи нервной системы.

"Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е., от определенным образом организованной материи..." /Ленин, Т.18, С.50/.

Многие считают, что мысль, идеальное не являются ни строением, ни состоянием мозга, но порождаются им. Мысль Ленина "...познание человека = мозг человека (как высший продукт той же природы...") /Ленин, Т.29, C. 164/воспринимается ими, как художественное преувеличение. В позиции этих мыслителей есть один недостаток - от них невозможно добиться вразумительного ответа на вопрос: каким же образом порождается это идеальное, что именно означает термин "порождение"? Из рассуждений сторонников этой школы видно, что они представляют себе мозг, как фабрику по производству нематериального духа. Более того, многие из них - принципиальные противники понимания мышления, как закономерного движения материи и работ, проводимых в этом направлении. Этих теоретиков вполне устраивает паралич сознания, охватывающий робких исследователей при грозных словах "редукционизм" и "механицизм". К счастью, инженеры не читают книг этих философов, а работают с вещами самой природы, в простоте душевной незаметно для себя повторяя ее путь к разуму. Ведь только теоретические знатоки диалектики не понимают, что развитие машин неизбежно превзойдет их меру и изменит их качество.

Представление о движении порядка в материи может навести порядок и здесь. Так вот, мышление, идеальное, душа человека есть порядок движения мозга или движение порядка в мозгу - как Вам больше нравится, но смысл идеального в том, что порядок в мозгу не есть его порядок. Такое гегельянское утверждение следует пояснить; попробуем сделать это так:

То же отношение, что существует между мозгом и остальным миром установлено сейчас между нами. Если Вы думаете, что читаете то, что я написал, то Вы заблуждаетесь - я пишу авторучкой, а Вы видите печатный текст. Тем не менее, как не крути, а Лев Толстой написал книгу, которая стоит у меня на полке. Порядок может передаваться от одной вещи к другой, становясь ее порядком и только кусочек порядка передался из моего мозга в Ваш.

При этом я воспользовался окольным путем - привел во взаимодействие два порядка, уже существовавших в Вашей голове: систему мыслей и представлений о мозге и о мире, создававшуюся и проверявшуюся на прочность многие годы, и систему представлений о написании и печатании книг. То есть, смысл текста лишь отчасти заключен в связи его слов; они нужны писателю для того, чтобы изменять и передвигать чужие мозговые порядки, часто не выразимые в словах. Разумеется, я не хочу сказать, что электроны (или еще что-то у Вас в мозгу) начали двигаться в том же порядке, что и у меня; разные издания книги могут иметь разный шрифт и могут даже быть переведены на другой язык; важен не шрифт, а порядок связи общих людям понятий, общность которых в каждом человеке установлена общим миром и мировой культурой, хотя и закреплена в разных индивидуальных комбинациях возбуждений мозга. Общность порядка состоит здесь в том, что, хотя связи установлены между разными состояниями, но состояния эти относятся к одинаковым объектам, а определенная связь между определенными объектами и есть порядок. Связь же индивидуальных состояний в мозгу человека с общими предметами и явлениями мира устанавливается необходимостью материального существования организации тела человека в этом мире и обществе – то есть, жизнью.

Гегель, стремясь к абстрактности, соединял друг с другом слова вместо того, чтобы соединять друг с другом представления читателей - и потому через его тексты приходится продираться, как через колючий кустарник - ведь для начала он оторвал слова от их обычного употребления.

Отдав должное критике слов, нужно признать, что слова все же важнейшее средство общения между людьми, и поэтому надо установить связь между словом "порядок" и другими словами, использовавшимися в философии.

Ленин писал, конспектируя главу "Механизм" "Науки Логики" Гегеля: "Понятие закона сближается здесь с понятиями: "порядок"..., однородность;... необходимость; душа [объективной тотальности]; "принцип самодвижения". Это сближение очень важно". /Ленин, Т.29,С.167/Ленин и сам сближает понятия "закон" и "необходимость".

Сравните между собой два симметричных определения:

"Мир есть закономерное движение материи, и наше сознание, будучи высшим законом природы, в состоянии только отражать эту закономерность" и "Познавать необходимость природы и из нее выводить необходимость мышления есть материализм" /Ленин, Т.18, С.172, 173 /.

Дополнительно надо учесть, что "необходимость неотделима от всеобщего", "законы или необходимости природы" /Ленин, Т.29, С.55, 72/и что “Форма всеобщности в природе – это закон” /Энгельс, Т. 20, С. 549 /а закон вещи – это ее родовое понятие. /Гегель/

К этому надо добавить, что общее это - сущность /Ленин, Т. 29, C.241/, а сущность это - истина бытия /Гегель, НЛ, Т.2, С.7/. Некоторые философы считают, что истина бытия - пустая, ложная категория. Они просто забывают о том, что мозг имеет бытие, и потому неспособны материалистически понять тезис Гегеля, утверждавшего что познание "есть движение самого бытия" /там же/. Правда, Гегель имел в виду, что бытие - это движение идеи, а в действительности идеи -- это движение бытия; отмечая эту зеркальную противоположность Энгельс и Ленин говорили о "материализме, стоящем на голове", К сожалению, довольно многие советские философы, пытаясь перевернуть это несчастное создание, для начала отрывают ему голову, а именно - представление о движении понятия в природе.

Ленин, между тем, писал: "Отрицать объективность понятий, объективность общего в отдельном и особом, невозможно. ... Здесь надо искать истинного смысла, значения и роли гегелевской логики" /Ленин, Т.29, C. 160/.

Но необходимо вернуться к словам. Несомненно, можно сделать интереснейшее исследование о категориях, употреблявшихся разными философами для обозначения порядка связи мира, категорий, делающих вещь "тем-что-она-есть"; но здесь, в этой небольшой работе, просто не хватит места. К тому же, так ли это важно для самого порядка вещей? Слова текут быстрее, чем мир - и только поэтому мы приближаемся к его пониманию в наших теориях.

Слова, слова, слова ... - сказал Шекспир, самый великий мастер слова. Почему же он так пренебрежительно отозвался о своем материале? Слова прикреплены к устоявшимся понятиям, представлениям людей о мире, и тому, кто желает изменить эти понятия, приходится бороться со скорлупой слов. - Задача состоит в том, чтобы сделать окостеневший материал текучим, и возжечь живое понятие в таком мертвом материале - писал Гегель, сам мастер по части "обламывания", "вывертывания" слов и понятий. /Гегель, НЛ, Т. 3, С.7; Ленин, Т.29, C.135/.

Не помню, кто из лингвистов назвал текст "машиной для изменения смысла слов" и кто из наших философов возмущался этим великолепным диалектическим определением. Критикам теории несоизмеримости надо бы указать на то, как текст "Капитала" изменил смысл понятия "стоимость", сделав его буквально несоизмеримым с его предшествующим смыслом.

Ведь нельзя считать, что слово "стоимость" не имело до того никакого смысла; Ленин писал, что учение Маркса "возникло как прямое продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма …" /Ленин, Т.23, С. 40/

Так каким же образом удается с помощью одних слов изменять смысл других?

Во-первых, комплексы слов, соединенные логическими связями через их устоявшиеся значения и непротиворечивые внутри себя, часто содержат слова, имеющие иной смысл в другой хорошо организованной системе слов (другая теория или даже другая часть той же теории). История науки свидетельствует, что люди десятилетиями могут не обращать внимания на такое несоответствие; но когда кто-либо сталкивает эти системы, начинается крушение - разрыв старых связей слов с явлениями мира, которые они обозначали. Потому-то "гений - парадоксов друг" ("Пушкин) .

Во-вторых, перед глазами людей, к счастью, находятся не одни слова. Изменение строения тела общества в виде появления новых его инструментов приводит к изменению образов вещей в человеческом сознании, создавая дрейф смысла слов; как ясно из диалектики, в какой то момент этот дрейф приводит к качественному скачку - в чем и увидели такие философы, как П. Фейерабенд несоизмеримость понятий. Но качественный переход не уничтожает, а снимает предшествующее - как общество снимает жизнь, включая ее в себя. Правда, не всегда это столь очевидно - ведь и самолет снимает в себе паровоз.

Слово "порядок", выбранное мной, может быть, не лучшее слово для того, что оно должно обозначать; если общественное сознание примет представление о развитии Вселенной, как движении и усложнении порядков внутренних и внешних материи, возможно, оно найдет и лучшее слово для этого понятия.

"Порядок" выбран, как самое гибкое из слов, обозначающих упорядоченность расчлененности.

"Идея" - противится сознанию ее внутренней сложности и носит слишком субъективный оттенок.

"Структура" - кажется оторванной от материи и, к тому же, чересчур атомистична - если в волне можно признать порядок, то структуру -- лишь с некоторым напряжением.

Не хотелось употреблять и иностранные слова.

Всеобщие понятия невозможно подвести под другие; "материя" в чистом виде ничего не дает для порядка, как неразличенное внутри себя; "движение" невозможно вне отношения различенностей, которое и есть простейший порядок. В. Б. Кучевский считает полезным употребление категории "субстанция" в смысле "сущностного единства материи и движения" /Кучевский, 83, С.233/; это справедливо, ибо подчеркивает неразделимость материи и движения, но кажется необходимым дополнить понятие субстанции еще одной стороной - порядком, отдав должное прозрению Спинозы. Введение категории "порядок" придаст третье измерение учению о всемирной связи - ведь общее есть в мире потому, что связь его не беспорядочна.

Выйти за пределы всеобщего понятия нельзя, как и выйти за пределы мира; но можно наполнить его содержанием изнутри,

Попытаемся же наполнить категорию "порядок" словами, теряющими смысл вне его; каждое из них богаче, как конкретное,но также не способно существовать без внутреннего порядка, как вещь - без материи.

Вот слова, выписанные из словаря Ожегова и, видимо, связанные с порядком:

Агрегат, аккорд, алгоритм, гармония, граница (отношение между различенностями); граф и группа (математические), единство (собранное вместе и отделенное от прочего), зависимость, закон, идея, информация, история, каркас, канон, класс, количество (отделенное от прочего), коллектив, комбинация, комплекс, композиция, конструкция, конфигурация, концепция, линия, матрица, место (определенное), одно (если смешать его со многим, качество его исчезнет) , около ( = рядом), организация, отношение, очередность, план, порядок, правило, принцип, прогресс, ритм, род (отдельное от другого и объединенное общим порядком внутри его единиц), связь (отношение различенностей), сигнал, симметрия, совершенство (адекватный порядок), сознание (движение порядка в памяти ), сооружение, строение, структура, сущность (внутренний порядок, имеющий смысл, т.е., общее), фигура, форма, число (количество, различенное в себе).

Ряд слов образует гнезда, видимо, обусловленные древним общим корнем. Вот, например, такая группа, расположенная в порядке большей сложности, организованности. (Пусть простят меня этимологи, если какие-то слова попали туда незаконно).

Ком - слепленное вместе

Комплект - определенные вещи, но порядок связи их внутри комплекта не имеет значения

Комель - к нему сходятся ветви

Комбинация

Композиция

Комплекс - порядок связей внутри него имеет не меньшее значение, чем связанные в нем элементы

Особняком стоит в общем ряду слово "симметрия". Симметрия - это порядок порядков. Она есть, если какое-либо движение в пространстве - времени может совместить один порядок с другим; то есть, существует общее в мире. Поэтому симметричны сознание и мир, а движение, совмещающее их - это жизнь общества.

В заключение рассуждения о словах хочется привести несколько пар противоположных по значению слов, образующих, так сказать, "оси координат" пространства значений:

порядок

беспорядок

необходимость

случайность

истина

ложь

гармония

безобразие

связь

бессвязность

понятие

бестолковость

идея

бессмыслица

 

И наконец, ком - противоположный, противопоставленный той грязи, из которой слеплен

2.2. Рассуждение второе. Порядок и ЭВМ

Практическая кибернетика- это пролог к пониманию мышления, как движения порядка в материи. Достаточно взглянуть на детей, занятых какой-то увлекательной игрой с персональным компьютером, услышать слова : "она хочет меня обмануть'', "она думает, что я пойду туда" - и становится ясно, что через несколько десятилетий спор о том, может или не может машина мыслить, тихо умрет и. будет вопросом не в большей степени, чем вопрос: мыслит ли собака, или к примеру, клиент наркологического диспансера.

Практика приводит к социальному усвоению вопроса, к почти чувственному ощущению того, что грань между мышлением: и не- мышлением достаточно расплывчата - если речь идет о привычном объекте, который многократно соприкасался с обществом всеми своими сторонами. Но если мы не видим, как движение материи в мозгу создает мысль, то ЭВМ открыта для нас во всех деталях - так как мы сами делаем ее.

Если диалектика -это движение порядка в материи, то ЭВМ - самое диалектическое устройство, созданное человеком. Не случайно рассуждение Гегеля о том, что я А есть не-А появляется здесь с первого урока программирования в виде строки программы, часто приводящей в недоумение начинающих: : "LET А = А + В" , что означает перемещение в ячейку А суммы чисел, записанных ранее в ней и в ячейке В; записанных в виде порядка состояний электронных элементов. Движение порядка родило диалектический момент- неравенство себе.

Работа информационных устройств создает образное представление о движении порядка в материи у людей, сталкивающихся с ними. Это очень важно, ибо постепенно подрывает представление о нематериальности мышления. Рассмотрим превращения, которые испытывает информация в ЭВМ.

На перфоленте специальное устройство - перфоратор - прорубает маленькие отверстия. Ряды таких отверстий расположены поперек оси ленты. Пусть 1 будет отверстие, 0 - его отсутствие. Тогда число 26 в двоичной системе исчисления запишется так:

^ OOO11010 (стрелка обозначает направление движения перфоленты)

Самое важное здесь- это порядок расположения 0 и 1; если пробить отверстия в том же порядке на другом куске перфоленты, машина прочитает то же число. Когда перфоленту вставляют в фотосчитыватель, мотор начинает протягивать ее под электрической лампочкой: (чтобы передать порядок необходимо привести материю во внешнее движение); при этом свет через отверстия попадает на фотодиоды, расположенные в ряд под перфолентой. Движение фотонов создает движение тока в проводах, но если перепутать провода, припаивая их к разъему (испортить порядок), то единица из младшего разряда может попасть в старший и вместо числа "1" машина прочитает "128".

Предположим теперь, что считыватель соединен с ЭВМ через последовательный интерфейс. Это значит, что порядок расположения импульсов в пространстве будет превращен в порядок их следования во времени, благодаря чему для передачи восьми дорожек перфоленты понадобится только один провод (если не считать "земли"). Теперь движение порядка происходит вот так:

> OOO11010

В машине происходит обратное превращение. Теперь машинное слово (так называется последовательность нулей и единиц определенной для данной машины длины - часто это 8, 16, или 32 бит) представлено в состояниях ячеек памяти - т.е., в намагниченности ферритовых колец (намагничено в одном направлении - 1, в противоположном - 0) , в пути движения тока в триггере (через одно плечо - 1, через другое - 0) , в заряде микроконденсатора (заряжен - 1, нет- 0). Порядок здесь сохранен, как порядок подсоединения каждой из этих ячеек к шинам ввода - вывода; если нарушить порядок - отсоединить ячейку от провода или даже присоединить в к другому - будет то, что инженеры называют "сбой".

В современной ЭВМ миллион таких ячеек может скрываться в невзрачном пластмассовом корпусе длиной в пару сантиметров. Разумеется, к нему не идут миллион проводов - просто к выходным шинам подключены одновременно несколько из внутренних элементов, иногда только один. Какой из них подключен, определяет адрес в ряду этих элементов.

В современных машинах эти миллионы единиц информации лишены возможности двигаться и взаимодействовать сами по себе. Двигатель порядков в ЭВМ - это процессор. Он вызывает машинные слова из памяти, складывает, вычитает и. сравнивает их, отправляя результаты обратно в память или в каналы вывода, создавая логическое движение в машине.

Однако, если бы мы стали уверять дикаря, что причина работы ЭВМ - движение материи в ней, он вскричал бы, глядя на намертво припаянные к плате микросхемы: но там же ведь ничего не движется! Примерно такова же позиция современных философов, уверяющих, что идеальное - это не движение материи мозга. У них есть сильный, правильный, но неверно толкуемый аргумент: смысл идеального не в материи мозга; так ведь и смысл информации в ЭВМ (например, расчета зарплаты) не имеет никакого (почти) отношения к материи самой ЭВМ; однако порядок движения этой материи самым прямым образом связан с порядком движения рублей в кассе, связан цепью упорядоченных движений материи: электронов в ЭВМ, иголок печатающего устройства, выдающего платежную ведомость, движения этой ведомости в кассу и, наконец, движений кассира, отсчитывающего деньги.

Будь этот порядок нарушен в любом из его звеньев - и будет нарушена сама социальная справедливость. Движение материального порядка несет информацию, идеальное.

Более того, как говорил Гегель, "оно само есть это". Представление о том, что порядок, алгоритм, структуру, информацию можно отделить от материи - идеалистический атавизм, возникающий потому, что глаза у нас обращены наружу, а не внутрь, потому, что мы забываем: информацию можно отделить от этой материи, передав или уничтожив ее вовсе, но нельзя отделить от материи вообще. История здесь та же, что и с формой, по той простой причине, что и форма, и информация - разновидности, человеческие названия одной сути - порядка.

После обработки в ЭВМ информация может быть записана в виде порядка намагниченных участков на диске или ленте, передана в виде последовательности световых, импульсов в волоконном кабеле и т.д. и т.п. Она может неузнаваемо изменять свой внешний вид, сохраняя главное - порядок связи своих единиц.

Может быть заменен и сам этот порядок - нули и единицы могут быть переведены в буквы, или, например, в движения робота, но и здесь не отделаться от порядка - и в перекодировке, т.е., в установлении соответствия выходных порядков входным (например, слов - мыслям) , и в количестве. Такая перекодировка происходит вовсе не только в ЭВМ или в обществе - порядок нуклеотидов в ДНК определяет организацию тела животного, а строение электронной оболочки атомов - кристаллическую структуру тела, которое может образоваться из них.

Л. Бриллюэн один из первых исследовал отношения между физикой и информацией; он приводил пример радиоволны, в которой "мощность и негэнтропия распространяются вместе с информацией" /Бриллюэн, 60,С.338/Такую информацию он назвал живой.

Кроме того, он употреблял понятия свободной и связанной информации. Связанная информация- это информация, выраженная в микросостояниях физической системы, свободная - когда "возможные случаи рассматриваются, как абстрактные". /Бриллюэн, 60, С.200/

Немного продолжив это рассуждение "по ту сторону информации", можем сказать, что любая физическая система есть упорядоченная связь элементарных частиц в различных состояниях и потому их структура может рассматриваться, как связанная информация о собственном устройстве. *

* Для наглядности представьте себе, что мы научились записывать информацию, располагая сначала рядами, а затем слоями, атомы: 0 - атом одного элемента, 1- другого. В результате получится нечто вроде кристалла, само строение которого есть информация (но только не себе самом, а о чем-то еще). - Этот пример украден из книги К. Саймака "Заповедник гоблинов".

Поэтому, увидев в природе два тела с одинаковым строением, мы имеем право спросить, откуда они взяли эту информацию. Действительно, наличие одинаковых, а не каких попало, порядков есть информация - хоть в статистическом, хоть. в конструктивистском смысле.

В наши дни, благодаря развитию естествознания, мы во многих случаях знаем ответ на этот вопрос, хотя исследование происхождения планет, атомов или минералов с точки зрения теории информации нельзя назвать привычным делом. Наиболее очевидным образом информационный механизм передачи определенности, общего, проявлен в биологии. Термин "генетическая информация" стал общепринятым. Но и в геохимической эволюции дело происходит подобным образом - иначе вместо четко оформленных пород мы имели бы беспорядочную смесь элементов. /см. Аверьянов, 85,C.188-190 /Собственно говоря, иначе и быть не может - существование имеющих общее вещей вне цепи материальных. причин, несущих порядок, невероятно.

Таким образом, развитие материи во Вселенной неизбежно связано с передачей строения ее вещей, а строение есть связанная информация. А что такое физический закон, как не порядок связи событий? Не случайно Бриллюэн говорил об "информации, содержащейся в физическом законе". /Бриллюэн, 60,С.373 /Правда, он имел в виду закон так, как тот записан в наших теориях, но почему в порядке связи знаков на бумаге может быть информация, а в порядке связи планет и звезд - нет? Не логичнее ли предположить, что мы получаем информацию о природе лишь потому, что она сама есть материальная информация? (Хорошо бы еще не забыть, что информация в нас вовсе не бестелесна.)

Если же кто-то уверен, что упорядоченное движение материи мозга не есть мышление, то пусть скажет, ЧТО.?

Таков кибернетический вариант философии Гегеля, но ничего мистического здесь не осталось. Закономерно: чтобы найти идеальное в материи природы, нужно найти материальное в идеях человека. Но как же мог не впасть в мистику Гегель, угадывая "именно такое отношение вещей в природе" за полтора века до появления кибернетики ?

Формула Гегеля "Истина бытия есть сущность" имеет двойной перевод на язык материализма:

истина бытия 1 = порядок вещей

истина бытия 2 = истина мозга

("должно быть, придется тысячу раз повторять: нет никакой "истины небытия", нематериальной истины ) Здесь могут возразить: но ведь Ленин говорил об опасности смешения идеального и материального? Это истинная правда, несмотря на вышесказанное. Почему? Потому что диалектика. Мы привыкли называть движение материальным, но смешение, путаница в том, что есть материя, и что есть движение, известное под названием "энергетизм " тоже опасна. Никакой материалист не согласится с тем, что идеальное может существовать вне материи, но мы привыкли называть его нематериальным.

Если изо всех возможных комбинации букв данной длины мы выбираем одну, это информация.

Если изо всех возможных комбинаций атомов данной общей массы природа выбирает одну, это тоже информация.

"Информация есть устраненная неопределенность " /Kлayc, Вошни,75, С.16/Вот каким неожиданным образом является вдруг гегелевское "понятие есть беспредельное сокращение по сравнению с единичностью вещей"./Гегель, НЛ, T.I, С.90 /Впрочем, это только закономерно - кто скажет, что в понятии не содержится информация!

Но вернемся к ЭВМ. Можно было бы написать целую книгу о превращениях порядка в ЭВМ и, особенно, в ее периферийных устройствах. О занесении в компьютер чертежей с помощью дигитайзеров, построении их с помощью плоттеров, о машинном зрении, об ориентации роботов в реальной обстановке. К сожалению, нет места и времени.

Поэтому рассмотрим некоторые аналогии между движением информации в ЭВМ и положениями диалектики Гегеля. Представим себе кусочек памяти ЭВМ в виде матрицы 6Х8 элементов. Пусть 1 обозначает бытие, а 0 - ничто. Тогда :

чистое бытие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

чистое ничто

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

"Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же." /Гегель, МЛ, Т.I, С.140/Действительно, одни нули и одни единицы в памяти ЭВМ равным образом ничего не значат , более того, во многих моделях ЭВМ машинное слово из одних единиц ( 1 1 1 1 1 1 1 1 ) означает минус ноль.

Такое представление чисел вызвано практическими соображениями - значительно упрощается сложение положительных и отрицательных чисел. "Но точно так же истина не есть их неразличенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны..." /там же/Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на матрицы; но это взгляд снаружи. Теперь заменим некоторые единицы на нули и наоборот.

1

1

1

1

1

1

1

0

= -1

0

0

0

0

0

0

0

1

= 1

1

1

1

1

1

1

0

1

= -2

0

0

0

0

0

0

1

0

= 2

1

1

1

1

1

0

1

1

= -4

0

0

0

0

0

1

0

0

= 4

1

1

1

1

0

1

1

1

= -8

0

0

0

0

1

0

0

0

= 8

1

1

1

0

1

1

1

1

= -16

0

0

0

1

0

0

0

0

= 16

1

1

0

1

1

1

1

1

= -32

0

0

1

0

0

0

0

0

= 32

 

"... каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом; становление ..." /там же, С. 140-141/" Становление...сходится в спокойное единство..." которое "есть наличное бытие" /там же, С.167/ Действительно, после движения импульсов в ЭВМ наличествует информация. "Идея" об единице возникает в ЭВМ в результате движения материи. Пока информация хранится в памяти и неподвижна, это "внутри-себя-бытие" информации, машинные слова "как налично сущие ... безразличны друг к другу". /там ж.е, С. 187 / Чтобы стать словом "для другого" оно должно быть приведено в движение. "Благодаря существованию вещь-в-себе вступает во внешние соотношения, и существование состоит в этой внешности; она непосредственность бытия, и вещь поэтому подвержена изменению..." /Гегель,НЛ,Т.2,С.121/ Эту аналогию вполне можно продолжить - и понятно почему: диалектика действует и в компьютерах.

Следует остановиться еще на одном вопросе: почему - то распространено мнение, что компьютеры есть математические машины, работа которых полностью предопределена заранее. Надо сказать: вовсе не все программисты считают себя математиками, а математики, связанные с решением задач на ЭВМ могут просто обидеться, если назвать их программистами - они считают программирование далеким от истинной строгости ремеслом, переполненным сомнительными приемами. Дело в том, что для мало-мальски сложной программы очень сложно доказать, что при любых условиях она будет работать правильно. Обычно таких доказательств и не строят, довольствуясь тем, что правильно проходят специально подобранные примеры. Во много раз хуже обстоит дело с программами, управляющими какими-либо механизмами и взаимодействующими с людьми или другими машинами. Даже "душа" .ЭВМ - большая программа, управляющая самой машиной и ее внешними устройствами - операционная система, казалось бы, отработанная на многих машинах, постоянно подвергается усовершенствованиям и исправлениям. Большая программа состоит из десятков блоков, написанных разными программистами, не знающими детально работы чужих блоков; а когда дело связано с взаимодействием и синхронизацией многих одновременно работающих быстродействующих механизмов, практически никогда не бывает так, чтобы программа заработала сразу. Поэтому критерий истины здесь практика, причем зачастую самая материальная, в отличие от математики, где даже практика теоретическая. Так обстоит дело, даже когда никто не желает непредусмотренных, результатов; при желании работу ЭВМ можно сделать насколько угодно неопределенной - с помощью генератора случайных чисел. Так что не правы те, кто видят свое преимущество перед ЭBM в непредсказуемости своего поведения.

И, наконец, рассмотрим небольшой мысленный эксперимент. Пусть в память одной ЭВМ записана часть иррационального числа. В такой последовательности цифр можно найти повторяющиеся участки, но повторяются они не периодически, или в соответствии с неким законом, а случайным образом. Пусть далее, машина передает во внешний канал связи по одной цифре этого числа в равный промежуток времени. Дойдя до конца, машина выбирает случайный адрес в памяти и вновь начинает передачу уже с этого адреса, пока не передаст все записанные в памяти цифры. Предположим, что этот процесс повторяется неограниченно долго. Можно представить эту картину более наглядно. То же число можно записать на склеенной в кольцо ленте и протягивать ее перед окошечком, в котором видна только одна цифра. Во время смены цифр окошечко закрывают заслонкой, чтобы не было видно, на сколько позиций протянута лента. В действительности ленту протягивают на один шаг после каждой демонстрации, и только после завершения полного оборота протягивают на произвольное число шагов. Пусть теперь перед второй ЭВМ, подключенной к этому каналу связи, стоит задача определить: одну и ту же, только сдвинутую, последовательность демонстрируют ей, или же последовательность действительно случайна. Различные алгоритмы решения этой задачи, которые мы здесь не будем рассматривать, приводят к одному выводу: для полной уверенности в цикличности передачи вторая ЭВМ должна иметь вдвое больший объем свободной памяти, чем занятый иррациональной последовательностью у первой машины; при меньшем объеме ответ будете носить вероятностный характер,

Несмотря на всю условность приведенного примера, возникает вопрос: - не является ли отнесение того или иного процесса к случайному или закономерному зависящим не от объекта, а от субъекта? Правда, в отличие от современных ЭBM, человечество способно наращивать свою память.

Подведем итоги этого рассуждения.

1. Определенность физических тел скрывается в их организации, строении, структуре и т.п. - короче, в их внутреннем порядке.

2. Определенность информации выражается в порядке связи сигналов, которые сами есть частичный порядок физических тел или полей, все равно, расположение частей, энергетические состояние или движении.

3. И организация тел и информация имеют смысл постольку, поскольку соответствуют, имеют общее с организацией других тел или информацией. Количество информации, порядка, совпадающих у двух объектов, есть мера общего между ними. Например, цифровая информация при ее передаче, если нет сбоев, тождественна себе; абсолютно идентичны атомы одного изотопа в одном энергетическом состоянии; два объема газа имеют общее лишь в составе и в статистических величинах - температуре и давлении, т.е., количество общего между ними немного больше, чем между атомами; количество общего между новорожденными близнецами определяется, в основном, длиной генокода и общими условиями внутриутробного развития.

4. Общее между двумя телами или двумя сообщениями, что, впрочем, одно и то же - ибо сообщение всегда материально - определено материальным движением порядка от одного или нескольких общих источников. Физические связи, несущие порядок, создают роды тел в природе.

5. Насколько известно современной науке, главным параметром, непрерывно изменявшимся и сохранявшим смысл на всех этапах эволюции - от атома до общества - является сложность или количество порядка: и в строении тела, и в доступной ему информации. На этом пути роста сложности лежат качественные переходы, разделяющие и соединяющие физику, химию, биологию и социологию,

6. Отражение объекта в ЭBM (например, в каком-либо автоматизированном научном приборе или роботе) есть просто передача порядка внешних вещей, состояний и движений к порядку внутренних. Для запоминания чаще используются состояния, но иногда - и вещи; в современных машинах широко используется род памяти, в которой записать бит значит "положить" некоторое количество электронов в изолирующий карман, а прочитать его - значит посмотреть, "лежат" ли там эти электроны, положенные "для памяти".

7. Каждое тело содержит огромное количество частных внутренних порядков. Тотальность всех порядков тела далее будет называться "гештальт" - термин, которым пользовался Гегель, а затем - Маркс.

8. Для сохранения порядка совершенно неважно, в чем он выражен - в движениях, вещах, состояниях. Это создает впечатление его нематериальности, но существовать, двигаться, взаимодействовать и передаваться он может только как материальный порядок. Людям свойственно забывать, что они говорят не словами, а звуками, пишут не буквами, а чернилами. Отверстия в перфоленте в такой же степени строение физического тела, как информация. Стихийный идеализм существует так же, как и стихийный материализм, и по той же причине - и материя, и идея не есть нечто неестественное.

9. Физика (да и ничто вообще) не может быть свободна от теории информации. Ньютоновская физика делала вид, что происходит сама по себе; появление наблюдателя в теории относительности и измерительного прибора в квантовой механике знаменательно, но не доведено до конца, т.к. прибор и наблюдатель не описаны в самих этих теориях. Вполне возможно, что квантовомеханическое рассмотрение линейки, и часов в теории относительности может дать интересные результаты.

10. У. Мэтсон сформулировал т.н. "аксиому Франкенштейна": "Точная физическая копия чувствующего существа, как бы эта копия не была изготовлена, сама должна быть чувствующим существом" /цит. по Марголис,86, С.279/ В этой формулировке есть подмена терминов. Количество порядка, которое необходимо передать от оригинала копии, на несколько качественных: ступеней выходит за пределы физики. С этим порядком и будет передано то, что называется "душой ".

11. Решение проблемы сводимости имеет следующий вид. Качественный переход от одного структурного уровня организации материи к другому идет через превышение некоторой меры сложности. Теоретическое сведение одного уровня движения к другому возможно, если сложность модели также перейдет эту меру.

2.3. Рассуждение третье. Тексты и деньги.

Средства прославиться и заслужить благодарность общества имеются в распоряжении почти каждого человека. Это бумага и авторучка. Нужно только расположись буквы на бумаге в нужном порядке, причем нельзя сказать, что он однозначно задан - возможны миллионы вариантов этого порядка, каждый из которых приведет общество в безумный восторг.

Очевидно, что сам по себе этот порядок - порядок расположения букв на бумаге - также но нужен человечеству, как бумажные деньги вне их отношения со стоимостью. "Логика - деньги духа, спекулятивная, мысленная стоимость человека и природы" - заметил К. Маркс. /Маркс, Энгельс, Т.42, С.156 / Эта парадоксальная метафора имеет большее отношение к реальности, чем многие правдоподобные рассуждения, что дает возможность продолжить аналогию. Другая сторона дела также очевидна. Порядок, в котором расположены буквы, очень важен. Неверующие могут попробовать отнести в любую редакцию или комитет по делам изобретений произведение, полученное путем наклеивания на бумагу букв, вырезанных пусть даже из гениальнейшего творения, и доставаемых с закрытыми глазами из шапки. Точно так же важен порядок расположения пятен краски на банкноте - проверять это лучше не надо.

Порядок, запечатленный на банкноте, действует на продавца - он дает товар и отсчитывает сдачу. Порядок, запечатленный в рукописи, действует на редактора - он бросается обнимать смущенного автора. Порядок знаков производит порядок действий. "... стоимость превращает продукт труда в общественный иероглиф. Впоследствии люди стараются разгадать смысл этого иероглифа, проникнуть в тайну своего собственного продукта, потому что определение предметов потребления как стоимостей есть общественный продукт людей не в меньшей степени, чем язык. /Маркс, Энгельс, Т.23, С.84 / Моральная шкала ценностей, благодаря действию которой текст будет принят или отвергнут, выкована в многотысячелетней истории борьбы идеологий, почти всегда ведущейся до смертельного исхода. Сложность действия этой шкалы, представляющей собой порядок порядков, огромна - и поэтому загадочна, так как наш собственный мыслительный аппарат вмещает порядки лишь ограниченного размера.

Однако благодаря взаимодействию между людьми, благодаря знакам - сокращениям сложных мысленных образов, коллективу становится доступно то, что недоступно одному человеку. Неверующие в коллективность способности к мышлению нечестно пользуются понятиями и закономерностями, открытыми другими людьми. Впрочем, самим человеческим языком они также пользуются не по праву. Так какое же отношение имеет порядок букв в тексте к его смыслу, а пятна краски на денежных знаках - к стоимости? Деньги являются представителем простейшего порядка - количества общественно-необходимого труда - могущего быть выраженным, через порядок точек на числовой оси и соответствующих им комбинаций денежных знаков или количеством же золота, но для того, чтобы стать общественно-необходимым труд должен изменить порядок природных вещей в соответствии со сложнейшими потребностями общества. Деньги - иероглиф, но это действующий иероглиф. Действовать он может потому, что участвует в некоторых из общественных отношений, потому что он материален и потому что он несет информацию о количестве труда, обмененного на этот общественный товар. Разумеется, невозможно описать здесь механизмы человеческой и общественной жизни и психологии, в результате действия которых человек выполняет тяжелую и часто неприятную работу за несколько бумажных листков (а вскоре, вероятно - за невидимые байты информации, занесенной в память ЭВМ) ; надо сказать только что идеально-материальные (информационно-материальные, материально-порядкевые) связи имеют здесь ту же природу (но не качество ) , что и в случае выдачи автоматом стакана газированной воды.

Есть два важных обстоятельства, которые просим учесть раньше, чем обвинить автора в закоренелом механицизме.

Во-первых, никто из механицистов не обращал внимания на то, что автомат рассчитан на распознавание своими, примитивными, средствами в фюрме опущенной монеты представленной стоимости, атома идеального, обращающегося в обществе. Могут сказать, что автомат не понимает, что такое деньги, но вовсе не все люди понимают это, для многих важно только чтобы монета имела определенную форму, имела вид монеты. Могут сказать, что автомат не мыслит, но Э. В. Ильенков верно отметил:

"Человек, изъятый из сплетения общественных отношений...мыслит так же мало, как и мозг, изъятый из тела человека." /Ильенков, 84, C.- 165/ Автомат вне общества не существует вовсе; он больше дитя идеального, чем сам человек.

Во-вторых, идеальное в своем усложнении идет по узловой линии качественных переходов, оно не может не иметь своей диалектики и разница идеальным, доступным автомату в монете и между идеальным, доступным человеку в тексте такова же, как между безусловно мертвой материей атома в теле человека и безусловно живой материей самого тела.

Текст является представителем порядка связи идей, образов в сознании человека и необходимо должен быть тем сложнее, чем большее конструктивное изменение в связи, идей других людей он должен произвести.

Грубо говоря, для небольшой стоимости достаточно бумажки с одной цифрой, для большей - нужны бумажки с двумя и тремя. Современная лингвистика называет элементарные мысленные порядки глубинными структурами /см. Слобин, Грин, 76, С.21 /, теория искусственного интеллекта - фреймами /см. Минский, .79 /, психология - когнитивными структурами.

В конечном счете текст, так же как и труд, полезен для общества в той мере, в какой он способствует расширенному воспроизводству его порядка в материи природы, что возможно если создаваемые им изменения в соединении понятий отдельных людей некоторым образом соответствуют порядку природы. Это соответствие может быть непрямым, сложным, опосредованным. Например, заклинания способствуют воспроизводству племени, поднимая дух охотников.

Но это может быть и прямое, зеркальное, модельное отражение вещей природы и отношений между ними, когда каждой связи и сущности объекта сопоставляется теоретическая связь и сущность. "Постижение того или иного предмета состоит в самом деле лишь в том, что Я делает его своим..." /Гегель, НЛ, Т.З, С.18 /. Порядок в сознании тот же самый, что и объекте.

 

Hosted by uCoz