Реферат, написанный в 1986 году. Был уже рекомендован к печати ученым советом Интитута геологии Карельского филиала АН СССР, но так и не был напечатан из-за присущих тому 70- летнему периоду нашей истории, заморочек. Хотя и написано все в духе кондового диамата, считаю полезным поместить. Написано неплохо, и для людей, воспитанных в диамате, легче воспринимается, чем более естественное идеалистическое изложение.
"Пожелтевшие" - это буквально; все было напечатано с помощью югославской пишущей машинки на быстрожелтеющей советской "бумаге для пишущих машинок".
"Что мы имеем в виду, произнося “ процесс превращения обезьяны в человека”, “ эволюция самолетов” или, например, “ возникновение и развитие ветряной мельницы” ? (существует книга под таким названием) Конечно же, мы не имеем в виду; что какая-то обезьяна в один прекрасный день взяла и превратилась в человека. Не думаем мы и что самолет братьев Райт, плавно трансформируясь на манер того, как это могло бы произойти в мультфильме, превратился в современный реактивный лайнер. Но если ни одна обезьяна не превращалась в человека, то что же (и во что), превращалось? Что эволюционирует, если самолеты даже не рождаются друг от друга? Что сохраняется и изменяется в каждом из процессов эволюции, заполняющих Вселенную?"
Пожелтевшие страницы (Вторая часть)
"В чем больше порядка? В куче кирпичей или в выстроенном из них доме? "
"Сама идея в сознании человека есть ни что иное, как движение порядка в материи его мозга.">
"Благодаря этому движению порядка, движению понятия в его инобытии, как определял это Гегель (понятие=информация=строение=порядок отношения различенностей) в мире есть общее, благодаря этому он познаваем, а благодаря сбоям, ошибкам,(r) искажениям и комбинациям порядков в этом движении в мире есть развитие через противоположение, различение и борьбу этих новых порядков (понятий) за обладание материей - всеобщей восприемницей"
Пожелтевшие страницы (Третья часть)
"Никакая наука не может быть свободна от понятия, говорил Гегель, сейчас можно добавить - никакая наука не может быть свободна от информации и законов ее передачи. Поэтому неверно считать теорию информации частной теорией. Она неизбежно должна входить в ядро будущей философии - метаязыка, выражения которого смогут быть интерпретированы различными видами интеллекта - человеческим, машинным или внеземным. Элементы этой философии уже создаются, поскольку невозможно создавать интеллект, не создавая философию, а создание искусственного интеллекта не менее неизбежно, чем возникновение естественного, ибо является продуктом одного и того же процесса движения по узловой линии качественных переходов при росте сложности систем, отражающих мир и действующих в нем"
Литература к "Пожелтевшим страницам"
"Компьютерра", № 43, 1998 г.
Статья о все ускоряющемся росте сложности систем во Вселенной: начиная от роста сложности атомов в процессе нуклеогенеза (от водорода до урана) и кончая взрывным ростом сложности компьютерных систем в наше время.
"Похоже, что эволюция Вселенной подчиняется некоему эмпирическому закону, который можно сформулировать так: сложность самых сложных из имеющихся во Вселенной систем со временем повышается. Этот закон ничем не хуже любого другого - он подтверждается на таких огромных пространственно-временных интервалах, что может быть принят как закон природы, действующий в нашей Вселенной в текущем цикле ее существования"
"Битум - это битовый континуум. Черный, как космос. Бесконечный, как космос. Превращающийся в любую вещь, как превращался робот из жидкого металла в "Терминаторе", как материя Платона, которая "допускает и воспринимает все виды, причем сама остается лишенной формы, качества и вида . .. будучи как бы принимающей любые оттиски, принимающей от них очертания, своих же очертаний и качеств не имеющая"
Избранное из знаменитой дискуссии на знаменитой конфе "Полит.ру" Нечто феерическое ... Впрочем, сами увидите. |
Динамический идеализм, как метатеория для социологии
Всякая вещь в мире состоит из материи и идеи - считали древние идеалисты. Ясно, что для создания новой вещи нужно получить откуда-то материю. Динамический идеализм интересуется тем, откуда в новой вещи берется идея, как она движется в материи и изменяется при этом движении; почему в результате этого движения копий одних вещей в мире становится все больше. Динамический идеализм полагает, что идеи всех вещей подвергаются мутациям и естетсвенному отбору, благодаря чему и происходит развитие Вселенной.
См. также "Динамический структурный идеализм, как философия институционализма" - несколько переработанный "Динамический идеализм", напечатанный в сборнике, изданном по конференции в Вологде.
Взгляд на развитие социальных систем, как наследование и изменение их структуры.
" В мире нет иной возможности сохранять определенность вещей, помимо наследования этой определенности"
Эволюция общества, как движение идей
"Вспомним философский парадокс, сформулированный
еще в древней Греции. Царь Тезей отправился в многолетнее плавание. За время
пути корабль много раз ремонтировали, заменяя разные части, и в конце концов
в корабле не осталось ни одной старой доски. Однако путешественники считают,
что это по прежнему тот же корабль.
Не так ли и человеческое общество - люди сменяют людей, институты сменяют институты,
а мы продолжаем считать свою страну той же Россией, что и во все века?"
Стратегическое планирование и движение цивилизаций
"Некоторые идеи движутся в социальной среде из
фантастической дали. Например, откуда, от какого народа пришла к нам идея кувшина
или идея молотка? Если мы начнем присматриваться к движению идей в общественном
сознании, то обнаружим, что они легко образуют устойчивые комплексы. Так связаны
идея повозки и идея колеса, идея гвоздя и идея молотка, идея лезвия и идея точила.
Всякая идея, чтобы не исчезнуть в пучине времени, должна уметь овладевать материей
и удерживать ее, иначе она просто перестанет существовать - ведь идеи не могут
существовать вне материи. Однако, существуя всегда в какой-то материи, идеи
относительно независимы от нее - они могут двигаться в материи, покидая старую
и овладевая новой"